Как четко сформулировал Джеймс Хиллман, "архетипическая (алхимическая) психология" - это не просто еще одна "теория" или "вещь"... а скорее: "способ смотреть на вещи".
Основанная на юнгианских принципах и практиках, "Архетипическая психология" делает следующий логический шаг к тому, чтобы: (1) истинный взгляд на "вещи" с максимально возможного количества различных точек зрения, (2) строго феноменологический подход - доверие к опыту больше, чем к "идеям о" опыте, путем (3) достижения высокого мастерства в "описании" чего-либо, чтобы быть в состоянии "открыть" его "внутренний смысл", и затем быть в состоянии (4) привычно перейти от "буквального" к "метафорическому", и затем (5) обнаружить соответствия между, казалось бы, различными аспектами нашей жизни... все практики на службе личной и тансперсональной трансформации.
"Алхимическая психология" будет нашим наиболее очевидным путеводителем, поскольку именно здесь Юнг и Хиллман открыли и посвятили себя исконным целительным и духовным практикам, которым европейская "алхимия" средних веков придала форму и звучание.
"Архетипическая психология" - это сегодняшний способ практического подхода к фундаментальному вопросу о том, как катализировать и стимулировать глубокие и длительные трансформации.
Хотя все архетипические психоаналитики являются юнгианцами, не все юнгианцы являются архетипическими - что подразумевает выход за пределы Юнга, основанный, конечно, на его фундаментальном учении.
К удивлению почти всех, в 1948 году сам Юнг выбрал Джеймса Хиллмана первым директором Института К.Г. Юнга в Цюрихе, вновь проявив свою глубоко интровертную интуицию (намного опередив свое время). По-видимому, он знал, что Хиллман не просто повторит его работу, а пойдет дальше, с духом приверженности к постоянным открытиям, имеющим как практическое, так и теоретическое значение.
Это, конечно, стало очень спорным, поскольку подразумевало движение вперед - в духе Юнга, выходя за пределы Юнга. Учитывая, что тень юнгианской психологии, столь посвященной "отношениям", - это, очевидно, "комплекс власти", можно легко представить, как появились различные фракции, каждая из которых претендовала на то, чтобы представлять "истинного" Юнга.
В своей книге "Архетипическая психология" Хиллман четко формулирует необходимость подлинно архетипического взгляда на мир. Он показывает, что архетипическая психология - это не просто еще одна "теория" или "вещь"... а скорее "способ смотреть на вещи".
Как однажды взволнованно воскликнул Эндрю Сэмюэлс в частной беседе: "Я наконец-то понял, что то, что мы называем "архетипом", на самом деле является описанием того, как энергия организует себя, как она ведет себя и как она движется".
К сожалению, многие путают иллюстрацию архетипа с "архетипом". Греческая мифология была для Юнга довольно очевидным способом проиллюстрировать, как наши эмоциональные структуры ("комплексы") бессознательно организованы - вокруг универсальных паттернов существования. Различные греческие боги были (и остаются) удобным способом показать, как бессознательно структурируются те или иные роли в жизни.
Но помимо ролей, мы можем легко увидеть и осознать, что все большие ЭМОЦИИ являются "архетипическими" - в том смысле, что они универсальны, проявляясь точно таким же образом во всех частях мира с самого начала времен.
Но самое главное, что любопытно: архетипическая психология - это способ взглянуть на вещи, который оказывается глубоко преобразующим.
Такого рода размышления, способ различения и переплетения являются неотъемлемой частью архетипической работы. Если не говорить о другой теории, то архетипическая психология - это способ смотреть (воображать) на вещи, который со временем становится образом жизни, пробуждающим творческую энергию, а также приносящим гармонию и удовлетворение в жизнь.
Свен Донер.