Человеческий голос – язык души»
Мне бы хотелось открыть эту встречу звуком раковины – это предмет, обретающий свою форму при участии четырех основных элементов, из которых состоит всё существующее в том, что мы называем «жизнью»:
вода придаёт форму её материи (телу),
земля – обеспечивает существование,
воздух – проходит через неё... и наше дыхание обеспечивает жар (энергию) для порождения
огня, который всё это оживляет: с помощью мощного звука.
Изучение истории отношений человека со звуком его или ее собственного голоса – довольно трудная задача. Большинство людей чувствует себя некомфортно со своим голосом.
Потому я начну с вопроса: какие у вас отношения со звуком собственного голоса?
Когда я начал делиться этой работой с другими, мое предложение участником было именно в этом: направить их в проведении исследования отношений с собственным голосом. И знаете что? Никто не пришел.
Большинству людей не очень комфортно слушать самих себя – и еще менее приятно им слышать свое собственное звучание (особенно когда они находятся в состоянии тригерра или «активации» какой-либо эмоциональной темой). Любопытно это, учитывая то, насколько критически важно большинству из нас, чтобы нас слушали и слышали другие люди – возможно, это даже важнее и ценнее, чем чтобы нас видели.
На самом деле, по природе я больше визуал. Но так получилось, что оказавшись в глубоком личном психологическом кризисе в 2000 году, я неожиданно обнаружил для себя поистине преобразующую силу, существующую внутри моего собственного голоса.
Мое вдохновение пришло после того как я узнал историю человека по имени Альфред Вольфсон (1896 – 1962), профессора по вокалу, которому удалось выжить в Первой мировой войне, где он служил носильщиком. Его работа состояла в переноске солдат, раненных на фронте, в место, где те могли бы получить хоть какой-то покой и облегчение – часто просто в ожидании своей смерти.
Поскольку в то время морфин ещё не был открыт, то утолять боль эти солдаты могли лишь собственными криками. Оставлю представление какого рода звуки исторгались из глубины их душ вашему воображению: звук чистой агонии.
Вольфсон выжил в этой войне, но остался травмирован и глубоко напуган этим опытом, что проявлялось через слуховые галлюцинации, которые преследовали его существование. В одном из дневников он пишет о том, что бился головой об стену, безрезультатно пытаясь изгнать этот ужасный шум, царивший в его голове.
Когда никакое медицинское лечение не помогло ему избавиться от этой пытки, Вольфсон, по всей видимости, решил покончить с жизнью. В той версии его жизнеописания, которая тронула меня больше всего, он, прежде чем полностью сдаться, отправился к кромке моря (в то время он жил в Англии), чтобы воспроизвести те звуки, которые так настойчиво его преследовали, в реальности.
Он решил имитировать звуки, которые слышал в своей голове, так долго, насколько хватило бы его сил, – а это было довольно долго. Он, будучи вдохновенным учителем вокала, инстинктивно знал, что ключом к работе со звуком является «длительность», поскольку звук голоса (как и все звуки) длится только то время, пока он издаётся.
По всей видимости, он провёл очень много времени за тем, что позволял разнообразным звукам голоса непрестанно извергаться из глубин его Бытия, – и то, что стало безошибочно возникать в нём самом, определённо воодушевило его. То что начиналось как имитация в сочетании с некой памятью, вскоре стало обретать свою собственную жизнь. Вскоре издаваемый его ртом звук стал тем, что в другом контексте можно было бы назвать «священными песнопениями».
И поскольку звук его собственного голоса трансформировался, то и он сам трансформировался.
С течением времени то, что начиналось как хаотичный и страшный звук истинной агонии, стало вдохновляющим – преображающим – звуком. Доказательством тому служит самоисцеление Вольфсона. Он не только смог устранить эти ужасающие внутренние звуки, которые так настойчиво мучили его, но он также сумел вернуться к своим занятиям. Он был одаренным учителем вокала, который вдохновил Роя Харта на создание международно признанной «Театральной Компании».
Поскольку Вольфсон заметил, что человеческий голос помимо индивидуальных различий обладает универсальными – архитепическими – качествами, которые заложены в нем, что он одновременно феминный и маскулинный, высокий и глубокий, радостный (смешной) и трагичный (печальный) - здесь всегда присутствуют два аспекта - работа Вольфсона поставила под сомнение и напрягла общепринятые идеи по поводу голоса.
Его видение навело его на мысль об упражнениях, основанных на расширении вокального диапазона человека посредством практики, задействующей голос, физические движения, навыки слушания и слышания, а также работу с эмоциями, которые затрагивают и включают многочисленные психологические и духовные последствия, присущие человеческому голосу.
Вольфсона очень сильно привлекали наблюдения и открытия К.Г. Юнга, в частности, Архитепический аспект его Психологии. Благодаря этому Вольфсон выработал представления о том, что интеграция личности может произойти через работу с голосом.
В то время как Альфред Вольфсон оказался силой, вдохновившей работу «Театральной Компании» Роя Харта - с педагогической и артистической точек зрения; однако, его самоисцелению посредством серии вокальных практик и переживаний, связанных с его собственным голосом, уделяется мало внимания.
Мой собственный опыт неожиданного исцеления посредством «работы» со своим голосом вдохновил меня к почитанию этого человека. Моё пробуждение произошло довольно просто, на семинаре в 2000 г. Тогда у меня появилась возможность на самом деле услышать то, что я сообщал – себе и другим – с помощью и посредством тона моего голоса... В основном это касалось бессознательных явлений, что, несомненно, имело прямое отношение к благополучию моей жизни.
Я понял, что встреча с Бессознательным может состояться немедленно, в любой данный момент, надо лишь просто уделять пристальное внимание тому, что сообщается самим тоном нашего голоса.
Благодаря этому во мне появилась решимость развить навыки «глубокого слушания». Эти навыки незаменимы для творческой встречи с бессознательным в нашем привычном образе действий, когда в качестве реакции мы мгновенно принимаем во внимание то, что нам открылось, в настоящий момент времени, и говорим таким тоном, который больше соответствует истинным намерениям человека.
На самом деле слышание себя самого пробудило во мне мотивацию решать конкретные ситуации новым, пока еще неизведанным способом, руководствуясь «
чувствительностью к звукам».
Вдохновившись алхимическим изречением, которое гласит, что секрет искусства истинной трансформации лежит в понимании того, что работа есть «
opus contra naturam» - сознательное усилие идти против «
естественного» образа действий - в смысле привычного, автоматического, бессознательного, я принял решение прилагать усилия к тому, чтобы действительно развить в себе навыки тонко-настроенного слушания... и буквально освободить свой голос, методично расширять свой диапазон возможных вокальных выражений (руководствуясь учениями Вольфсона).
Моя решимость делать все по другому (чтобы была возможность ожидать иных результатов) позволила мне руководствоваться чувствительностью, которая пробудилась во мне, по сути, через слушание себя самого.
Учитывая тот факт, что когда мы что-то слышим, это сразу же вызывает и провоцирует реакцию – закон «
резонанса» - я постепенно стал фокусировать своё внимание на встрече с чем-то бессознательным для моего привычного образа действий при помощи более осознанной и сознательной «
реакции на звук». Это привело меня к «
работе» со своим голосом – я стал брать уроки пения
НЕ просто для того, чтобы научиться петь, но что гораздо важнее – чтобы научиться техникам для высвобождения человеческого голоса.
Глубокое слушание предполагает расширение диапазона возможностей для вокального выражения. Моей целью стал поиск новых путей вокального самовыражения, тех что неизбежно становятся всё более и более искренними, подлинными и правдивыми. Когда речь заходит о голосе, то он представляет собой именно то, чем он безошибочно ЯВЛЯЕТСЯ.
Все это стало трансформировать мои отношения с самим собой – и, как следствие, мои отношения с другими. А учитывая, что я по натуре клиницист, это пробуждение было неизбежно внедрено в практику моих психотерапевтических отношений с другими людьми.
Вот ранний пример моей терапевтической (трансформационной) работы с голосом других людей: однажды находясь в своём лечебном кабинете, я не мог не услышать тон, с которым мой пациент, 45-летний успешный адвокат, неожиданно сказал: «
Я не виноват», ссылаясь на довольно тривиальную ситуацию в своей жизни.
Я проигнорировал сам рассказ, но вместо этого попросил пациента поучаствовать в упражнении. Когда он согласился, я попросил его повторять эту фразу «
я не виноват» снова и снова, всё быстрее и быстрее до тех пор, пока она не превратилась в непрерывный звук. Через несколько минут на его глазах неожиданно навернулись слезы.
Я просил его не останавливаться – продолжать издавать этот звук, не позволяя слезам катиться по его щекам, чтобы они не помешали ему продолжать издавать этот звук. Вскоре тон звука стал немного меняться, отражая сдвиги в его внутренних переживаниях, и всё это продолжалось в некоем «
звукопутешествии» - только так это можно было назвать.
Затем я попросил его встать... и повторить именно эту фразу: «
Я не виноват», - с соответствующим жестом – разным тоном: «
убедительно», «
гневно», «
печально», «
жалобно», «
отчаянно», «
соблазнительно», «
по секрету», «
с сомнением», «
вопросительно» - делая акцент на разных словах:
«виноват», «я», «не»... Затем через несколько минут молчания, которое просто незаменимо для консолидации переживания, мы попрощались. Два дня спустя он внезапно позвонил мне, чтобы попросить о срочном сеансе, объяснив это тем, что он даже не представлял, до какой степени он оказывался «
жертвой» во всевозможных ситуациях всё это время - даже с его водителем, поваром и другими людьми. Осмелюсь сказать, это был тот самый момент, когда его психотерапия действительно стала углубляться – перед ним встал насущный вопрос: «
а кто тогда я, если не жертва?»
Вот один из способов, которым я понимаю опыт «
исцеления»: это то, что происходит, когда неполное старается стать полным – это порождает восстановление движения в жизни человека. Давайте вспомним, что в английском языке слово «
звук»/sound также означает «
здоровый» и «
цельный», «
целый».
Истинное слушание и слышание себя, по всей видимости, заполняет недостающее в травматическом переживании, тем самым восстанавливая нашу целостность и движение в нашем Бытии.
Питер Левин, автор книги «
Соматическое переживание», показывает нам, что переживание становится действительно травмирующим по причине отсутствия сопереживающего свидетеля такого опыта.
Вместо того чтобы воображать, какие именно переживания испытывает другой человек, настоящая эмпатия возникает только тогда, когда «
чужие» переживания испытываются на собственном опыте.
Лучше всего практиковать и изучать это с помощью упражнений в «
имитации». В буквальном смысле, чтобы сымитировать кого-то, необходимо развить тонко настроенные навыки восприятия и привычку делать тщательно дифференцированные наблюдения, плюс нужна нейро-мускульная координация, чтобы верно улавливать жест и тон другого человека. Когда это происходит (без вынесения суждений), то опыт безошибочен – а эффект осязаем.
Всё это отличная тренировка! А также фундаментальный аспект истинных шаманских инициаций. Чем лучше у нас получится и впрямь оказаться в положении другого человека, тем лучше мы сможем почувствовать на опыте то, что имеет крайне важное значение для переживаний того другого человека. В шаманском «
языке» есть практики «
превращения», в которых человек принимает телесную позу и издаёт звуки, как животное, довольно продолжительно. Это часть практики обрядового «
превращения», которое иногда называется «
оборотным танцем».
Когда мы оказываемся в положении «
другого» человека, издавая звуки подобные его звукам, – путём имитации его звуков – это пробуждает непосредственные сенсорные переживания, которые освобождают нас от рационального мышления, и при этом повышается вероятность того, что мы будем испытывать многие переживания из тех, что испытывает этот человек.
Когда происходит вибрация на той же частоте, что и у «
другого» человека, это пробуждает в искателе сопереживающего свидетеля его собственный «
осознанно переживаемый опыт», который порождает чувство «
внутренней опоры» (точки отсчёта)... что, в свою очередь, неизбежно вызывает настоятельную потребность найти и сохранять свою собственную индивидуальную частоту и позицию.
Гераклит называет это явление «
enantrodomia»: «
склонность вещей меняться в свою противоположность» - это руководящий принцип природных циклов и психологического развития. К конкретному партнёру нас влечёт наше страстное желание вибрировать на одной и той же с ним частоте – но как только это происходит, мы ощущаем потребность поддерживать то, что имеет жизненно важное значение для нас самих.
По-другому это можно вообразить как то, что опыт истинного внешнего свидетельствования немедленно вызывает внутреннее свидетельствование - сопереживающий свидетель для себя самого – и начинают происходить удивительные вещи.
Слушание и слышание звука своей собственной боли позволяет человеку стать сопереживающим свидетелем для себя самого – и в этом процессе восстановить движение в своей собственной жизни.
Любопытный факт состоит в том, что всякий может испытывать на опыте ОБРАЗЫ, при этом такие образы не обязательно включают или содержат звук. Но в обратном направлении это работает иначе: буквально невозможно слышать звук без появления образа – и его трансформации – до тех пор, пока длится этот звук. Несомненно, что «
звучание» - это трансформирующий опыт.
Как мы уже упоминали, сложный аспект работы со звуком состоит в том, что такая работа длится ровно столько, сколько длится сам звук – и это делает длительность насущным и незаменимым аспектом звука, как целительного переживания. Ибо пока длится звук, будут появляться образы, при этом они будут трансформироваться сами и трансформировать человека, издающего этот звук.
Давайте не будем забывать о том, что «образы» являются определяющими в нашей жизни. Они представляют собой способ, которым психика – вместилище образов – регистрирует наше переживание так называемой жизни.
Хотя часто мы думаем о них, как о просто визуальных, это не совсем так. Как показывает К.Г. Юнг, на самом деле образ есть «
сенсорное» переживание, которое сопровождается «
эмоциональным» зарядом... он одновременно занимает «
ум» посредством системы идей, которая в то же самое время указывает на что-то, выходящее за рамки всего остального, – на что-то загадочное, ускользающее от нашего понимания... на что-то духовное.
Образы одновременно психологичны и духовны. Они оба
ВИБРИРУЮТ. Психологический аспект включает нашу историю и имеет отношение к тому, как мы переживаем что-то на опыте. Духовный аспект заключается в том, как нас приглашают соприкоснуться с вещами, которые лежат за пределами нашей досягаемости, - соприкоснуться с характеристиками, аспектами, качествами, формами и измерениями, невидимыми для нашего обычного чувства «
самосознания».
Все звуки и, конечно, звуки голоса, дают возможность невидимым «
вещам» - качествам – облечься в физическую форму и субстанцию, и стать осязаемыми. Затем это переживание становится образом, который в дальнейшем определяет наше ощущение «
реальности».
Образы – это способ, которым то, что называется «
психикой», структурирует наши человеческие переживания. Вещи таковы, какими мы их себе представляем. Если образ трансформируется, то и наши отношения с тем, что мы воображаем, трансформируются. Как часто говаривал Джеймс Хиллман: «
Истинная работа происходит с образами», с Воображением.
Насколько я себя помню, меня всегда интересовали
Искусства ТРАНСФОРМАЦИИ. Мои самые ранние воспоминания (и сновидения, которые я запомнил), когда мне было примерно семь или восемь лет, связаны с темами, имеющими отношение к трансформации.
Бывает ли так, чтобы вещи отличались от того, чем они являются и как они существуют? Возможно ли, чтобы моя сумасшедшая семейная жизнь
трансформировалась в нечто другое – не такое трудное и деструктивное?
Я помню, как увлекался Мерлиным... помните Мерлина, из сказок о Короле Артуре и его Круглом столе? Он был волшебником, обладавшим силой трансформировать вещи. Он принимал жизненно важные решения на основе «
этических» вопросов, которые подразумеваются в том, что сейчас зовётся «
гуманитарными принципами», с «
представлениями о добре и зле». Эти привлекало и захватывало меня.
Намного позже я понял, что магия – это не про то, чтобы внезапно из ниоткуда появилось и материализовалось то, чего раньше не существовало. Магия – это нечто большее и одновременно с этим, проще говоря, это искусство позволять
НЕВИДИМОМУ («
внутреннему») становиться
ВИДИМЫМ («
внешним»).
В книге «Медведь и соловей» Катерины Арден один из персонажей объясняет, что магия работает через способность мага глубоко забыть о том, что вещь есть то, чем она кажется. Именно это забывание или отсоединение от идеи, что вещь должна быть тем, чем она кажется, делает невидимое видимым.
Вместо создания чего-то, чего раньше не было, «
магия» в жизни – это понимание того, как встреча «
внешнего» с «
внутренним» (часто воображаемая как синхронистичность) на самом деле является частью процесса трансформации, в котором эта «
встреча» сама по себе провоцирует корректировку, влияющую на обе стороны этой встречи, предполагая всевозможные текущие трансформации у обеих этих сторон.